∗ Министерство здравоохранения Республики Беларусь ∗ Главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома ∗

  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Новости от 30.03.2016

        Аутизм – проблема, которая во всем мире с каждым годом становится все более актуальной.
        Аутизм – достаточно серьезное заболевание, которое характеризуется нарушением у ребенка способности к общению и познаванию окружающего мира. Дети с аутизмом характеризуются чрезмерной самоизоляцией, пристрастием к однообразию, неспособностью перенять общепринятые способы поведения в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным образом. Впервые данное заболевание было описано в 1947 году, однако оно было известно и ранее, просто именно в это время получила широкое распространение такая наука, как психиатрия.
        Причины развития аутизма у детей до сих пор так и не установлены. Некоторые ученые считают, что основная причина появления аутизма – наследственность. Но чаще всего аутизм развивается у детей из семей с благоприятной психологической обстановкой.
        Наиболее доказанная причина возникновения аутизма у детей – вирусная инфекция у матери во время беременности и родов. Для развития аутизма необходимы органические изменения строения головного мозга. Очень часто такие изменения возникают, если мать ребенка во время беременности перенесла некоторые вирусные инфекции (корь, краснуха, ветряная оспа). Эти инфекции нарушают процесс внутриутробного формирования головного мозга и таким образом способствуют развитию аутизма.
        Наибольший процент выставленных диагнозов приходится на трехлетний возраст, когда отличие ребенка с аутизмом от сверстников становится явно заметным. В три месяца ребенок начинает свою познавательную деятельность. Он начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица, чаще всего это мама, с которой у ребенка тесный контакт, особенно при кормлении ребенка грудью. При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается. Очень часто возникают трудности с кормлением ребенка грудью, он отказывается от груди, капризничает или наоборот засыпает на груди, сосет очень вяло. С ребенком невозможно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. Еще одним из специфических признаков аутизма является наличие бессонницы: дети довольно длительное время бодрствуют, при этом их глаза всегда открыты, они не капризничают, но и не спят. Очень часто такое состояние интерпретируется как норма, так как в этот период все еще происходит формирование режима сна и бодрствования ребенка.
        Когда ребенок начинает сидеть, у него появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: он может сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону. Такое состояние может возникать в любое время суток, а так как детей продолжает беспокоить бессонница, то очень часто такие раскачивания возникают в ночное время.
        Обычно первая жалоба, с которой обращаются родители к врачу, является отсутствие слуха у детей. На самом деле, дети с аутизмом все хорошо слышат, но их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок, поэтому они ни как не реагируют на внешние раздражители до тех пор, пока они не доставляют ребенку дискомфорт.
        Развитие речи у детей с аутизмом так же имеет свои особенности. Дети начинают говорить очень поздно, обычно это происходит после 2-х лет. При этом нет периода, когда дети стараются подрожать звукам, произносимым родителями или окружающими людьми, они сразу начинают говорить словами и фразами. Фразы очень логичные, так сказать «взрослые».
        Основным клиническим признаком аутизма является неспособность к общению. Дети с заболеванием не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. В детских коллективах дети с аутизмом держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом.
        В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения. Еще одной особенностью детского аутизма является «умное» выражение лица. Кажется, что дети постоянно сосредоточено над чем-то думают.
        Особенности поведении ребенка, вызывающие настороженность родителей и вызывающие опасения:
        -малыш не глядит в глаза;
        -начал говорить несколько слов, а потом замолчал;
        -мычит, произносит через нос слоги;
        -выбирает неординарные вещи для игр, не замечает своих ровесников, не играет с другими детьми;
        -ребенок не обращает внимание на маму, погружен в себя, не выполняет просьбы, не отзывается на свое имя;
        -часто мотает головой, трясет руками, постоянно и монотонно раскачивается;
        -ходит на кончиках пальцев ног;
       - грызет ногти, пальцы, кусает руки;
        -себя бьет по лицу;
        -все новое (даже игрушки) встречает агрессивно, с приступами истерики;
        -боится панически незнакомых людей;
        -вздрагивает, пугается даже знакомых звуков;
        -боится света, все время выключает его;
       - повторяет монотонно слоги.
        Если хотя бы несколько признаков подходят вашему ребенку, стоит обратиться к врачу.
        Излечить – означает «восстановить здоровье, привести в нормальное состояние». С медицинской точки зрения «излечения» аутизма не существует. Однако возможна «коррекция аутизма», т.е. способы помочь людям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, жить полноценной счастливой жизнью.
        Исследования убедительно показывают, что наиболее эффективным «лечением» является структурированная программа обучения (ТЕАССН), которая должна быть индивидуализирована под каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. Эта программа должна периодически пересматриваться и корректироваться.
        Дети с аутизмом могут сделать значительный прогресс при правильном обучении. Чем ранее начата коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход.
        Эффективными приемами также являются: сенсорно-двигательная терапия, речевая терапия, музыкальные занятия, диета и т.д.
        Для детей с аутизмом необходимы особые условия, формы и методы обучения и воспитания. С аутичными детьми должны работать психологи, которые направляют свои занятия на преодоление и смягчение трудностей в общении, на формирование целенаправленного поведения и элементарных бытовых навыков самообслуживания.
        Медико-педагогическая и психологическая помощь наиболее продуктивна на основных этапах формирования личности (до 5-7 лет).
        И самое главное правило – ребенка стоит принимать таким, каков он есть, не сравнивая с остальными детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой.



    Телефоны «горячей линии»

    Министерства здравоохранения Республики Беларусь: 8(017)2227080
    Будние дни:8.30-17.30
    Обеденный перерыв:13.00-14.00
    Главного управления по здравоохранению Брестского облисполкома: 8(0162)580993
    Будние дни:9.00-17.00
    Обеденный перерыв:13.00-14.00

    Здравоохранение Брестчины

    Facebook
    VK
    Instagram

    Режим работы

    Понедельник - пятница: 08.00:16.30
    Перерыв:
    12.00-12.30 (13.00-13.30)
    Суббота-воскресенье: Выходной

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    E-mail:
    Приемная-info@barmed.by
    Общежитие-dorms@barmed.by
    Отделение по внебюджетной деятельности-vb@barmed.by
    Бухгалтерия-buh@barmed.by
    Для подачи аттестационных документов-att@barmed.by

    Почтовый адрес:
    225409, Брестская обл.,
    г. Барановичи,
    ул. Комсомольская, 27
    Телефоны:
    8(0163)-63-23-05