∗ Министерство здравоохранения Республики Беларусь ∗ Главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома ∗

  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • Новости от 23.01.2017

       Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства.
       В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. Беспристрастная статистика показывает, что ежегодно в мире кончают с собой примерно миллион человек.
       Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием.
       Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств, она зачастую состоит в том, что обычно называется «приведением своих дел в порядок». Для других – написание длинных запоздалых писем или улаживание споров и конфликтов с родными и друзьями и важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийство, посещают своих врачей и работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако, очень часто врачи, психологи, соцработники и семья не слушают их. Своевременная психотерапевтическая помощь могла ба оказаться необходимым способом для сохранения им жизни.
       Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознавать ее начала, они только замечают, что последнее время стали подавленными, печальными и «хандрят», будущее выглядит туманным, и они считают, что его нельзя изменить.
       Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично, маскируясь симптомами сомато-вегетативных расстройств, ипохондрическими нарушениями, девиантным поведением.
       Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
       В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.
       Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки, чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.
       Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован, прежде всего, к близким людям. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
       Суицидальные действия у детей и подростков часто носят «демонстративный характер», могут приобрести черты «суицидального шантажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.
       ДЕМОНСТРАТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников – кому- либо из ее членов. Следует, однако, учитывать что демонстративные по замыслу действия вследствие недостаточности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств.
       АФФЕКТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Сюда относятся суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.
       ИСТИННОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения. Записки адресованы более самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
       ФАКТОРЫ РИСКА, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ ПОДРОСТКА К САМОУБИЙСТВУ:
          -семейные конфликты, в том числе развод, болезнь, смерть близких; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний,
          -состояние здоровья, в том числе психические заболевания, соматические заболевания; уродства половая несостоятельность,
          -конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора проблемы в школе,
          -неразделенная любовь,
          -конфликты, связанные с учебой, в том числе конфликты со сверстниками, преподавателями, неуспехи в учебе.
    ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА НЕОБХОДИМО:
          -информирование родственников подростка о возможном суициде,
          -обеспеченность непрерывного наблюдения за подростком, как в школе, так и в семье,
          -обеспечение консультации детского психиатра или психотерапевта,
          -специализированное лечение у психотерапевта.
       Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.
       ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ КРИЗИСНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА:
       Неотложность. Беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.
       Эмфатическое, не директивное отношение к подростку.
          - очень важно внимательно выслушать подростка, дать возможность ему выразить в словах свои эмоциональные проблемы,
          - психолог (педагог) должен стать «адвокатом» пациента, а не его «судьей», - следует избегать «дешевых» утешений или упреков («Подумали ли вы о своей семье, матери?» и т.д.). Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации. Сбор информации о кризисе.
          - внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,
          - прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом. Определение внутреннего смысла кризиса:
          - ожидания от поступка, что желает изменить в себе, окружающих, ситуации. Преодоление исключительности ситуации:
          - показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы. Разработка ясного плана действий:
          - для подростка, испытывающего состояние психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить подоростку план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи. Наладить контакт с родственниками и друзьями.
          - родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации. Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы подростка.
          - альтернативный выход из ситуации он должен находить самостоятельно, т.к. лучше самого подростка, никто не знает подробностей конфликта. Критически относиться к облегчению, отмеченному после первой беседы о суициде.
          - часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих, следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей. Адекватная медикаментозная терапия.
       Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.



    Телефоны «горячей линии»

    Министерства здравоохранения Республики Беларусь: 8(017)2227080
    Будние дни:8.30-17.30
    Обеденный перерыв:13.00-14.00
    Главного управления по здравоохранению Брестского облисполкома: 8(0162)580993
    Будние дни:9.00-17.00
    Обеденный перерыв:13.00-14.00

    Здравоохранение Брестчины

    Facebook
    VK
    Instagram

    Режим работы

    Понедельник - пятница: 08.00:16.30
    Перерыв:
    12.00-12.30 (13.00-13.30)
    Суббота-воскресенье: Выходной

    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    E-mail:
    Приемная-info@barmed.by
    Общежитие-dorms@barmed.by
    Отделение по внебюджетной деятельности-vb@barmed.by
    Бухгалтерия-buh@barmed.by
    Для подачи аттестационных документов-att@barmed.by

    Почтовый адрес:
    225409, Брестская обл.,
    г. Барановичи,
    ул. Комсомольская, 27
    Телефоны:
    8(0163)-63-23-05